Баннерная сеть ЛЮДИ ШТЕТЛ ИЗРАИЛЬ ТРАДИЦИЯ  
Иудаизм - не религия, а жизненный путь. Выпуск 12» Александр Шейнкер

1. Слово ведущего.

    Здравствуйте.
   В прошлом выпуске рассылки вы познакомились с понятием "исчисление омера" - 50 дней, которые мы считаем между праздниками Песах и Шавуот. В эти дни соблюдаются частичные правила траура. Траур этот мы соблюдаем в память о 24000 учеников Рабби Акивы умерших в этот период от эпидемии. Наказание это постигло их за неуважение друг к другу. Эпидемия продолжалась 32 дня и на 33-ий внезапно прекратилась. 33-ий день омера называют Лаг-ба-омер, так как в иврите каждой букве соответствует число (это называется "гимматрия") и таким образом буквам Ламед и Гимель соответствуют 30 и 3 поэтому ЛаГ - это 33.
    В этом выпуске вы можете прочитать статью про Лаг-ба-омер из журнала "Лехаим" за май 1996 года, а так же историю Рабби Акивы, как он прошел путь от простого пастуха, ничего не знающего про законы Торы, до великого мудреца, прокомментировавшего каждую букву в Торе.

2. Лаг-ба-омер.

    33-ий день отсчета Омера, 18 Ияра, весьма популярен среди еврейских детей как день парадов и загородних прогулок, символизирующих гордость и единство еврейского народа. Период печаои прерывается, звучит музыка, люди поют и танцуют, предаются веселью. Во многих общигах мальчикам, которым исполнилось три года, впервые в жизни подстригают волосы.
    На Лаг-ба-омер, знаменующий собой прекрашение ужасной эпидемии, поразившей учеников Раби Акивы, приходится также йорцайт (день смерти) Рабби Шимона бар Йохая (сокращенно его называют Рашби), одного из самых выдающихся учеников Рабби Акивы, автора главной книги каббалы - "Зоhар".
    Жизнь Рабби Шимона была примером полной преданности Торе и собратьям-евреям. Он смело игнорировал запрет римских властей на изучение Торы, как прежде это делал его уситель. Когда суд вынес ему и его сыну Эльазару смертный приговор, они скрылись в дальней пещере, где провели тринадцать лет, непрерывно изучая Тору. Пищей им служили плоды рожкового дерева, чудесным образом выросшего около пещеры. Постановление суда было отменено по случаю смерти римского императора.
    На Лаг-ба-омер в Израиле многие люди отправляются в Мерон, на могилу великого Рабби Шимона, зажигают костры, веселятся, выполняя волю покойного.
    День Лаг-ба-омер знаменует собой превращение скорби, грусти в радость, темноты в свет, свет Торы.

3. Рабби Акива.

    Рабби акива в молодости служил пастухом у знаменитого богача Калба-Шавуи. Дочь Калба-Шавуи, Рахиль, приглядывалась к бедному пастуху и видя в нем честного и достойного юношу, полюбила его.
    - Акива, - сказала она ему однажды, - если я соглашусь стать твоею женой, поступишь ли ты в школу, чтобы посвятить себя науке?
    - Да, - ответил Акива.
    Они тайком и обручились. А когда об этом узнал Калба-Шавуа, он выгнал дочь из дому и объявил о лишении ее наследства.
    Молодые люди повенчались. Жили они настолько бедно, что на зиму вынуждены были искать приют в сенном сарае.
    Сидит однажды Акива и, выбирая соломинки, приставшие к волосам Рахили, говорит:
    - Имей я деньги, я подарил бы тебе "золотой Иерусалим" (диадема с выгравированным на ней изображением святого города)
    В это время у дверей сарая появляется Илия-пророк в образе нищего и начинает молить:
    - Пожертвуйте охапку соломы, жена моя родила и лежит на голой земле.
    - Видишь, - говорит жене Акива, - у этого бедняка даже соломы нет. В сравнении с ним мы - богачи.
    - Не о богатстве мечтаю я, - отвечает Рахиль, - единственное желание мое, это - чтобы ты отправился в школу учиться.
    Поступил Акива в школу Рабби Элиэзера и Рабби Йеошуи.
    Прошло двенадцать лет. Бедный пастух стал ученым законоведом с аудиторией из двенадцати тысяч учеников. И тогда он решил, что пора ему возвратиться к жене.
    Подойдя к дверям избушки, в которой жила в одиночестве Рахиль, он слышит, как один из соседей, человек злой и безнравственный, говорит его жене:
    - Что ни говори, отец твой вполне прав. Во-первых, нищий пастух вообще тебе не пара; а затем, подумай, столько лет оставлять тебя в положении вдовы при живом муже!
    А Рахиль на это отвечает:
    - Если бы Акива послушался меня, он остался бы в академии еще на двенадцать лет.
    Получив таким образом согласие жены, Рабби Акива возвратился в академию.
    Прошло еще двенадцать лет.
    Наставником двадцати четырех тысяч учеников возвращался Рабби Акива в родные места.
    Весь город вышел навстречу знаменитому ученому.
    Пошла и Рахиль.
    - Ты бы хотя одолжила у кого-нибудь во что одеться поприличнее, - стали говорить ей соседки.
    - Не беда и так, - отвечала Рахиль, - праведный знает, что в сердце моем.
    Приблизившись к Акиве, она склонилась до земли и стала целовать ноги его. Видя незнакомую женщину, ученики бросились отгонять ее.
    - Пустите ее ко мне, - остановил их Рабби Акива, - все мои и ваши знания принадлежат этой женщине.
    Услышал о прибытии какого-то знаменитого ученого и старый Калба-Шавуа и (раскаявшись в жестоком отношении к дочери) подумал: "Пойду к нему, не разрешит ли он меня от моего обета в отношении дочери." Приходит он к Рабби Акиве и рассказывает ему свое дело.
    Спрашивает Рабби Акива:
    - А если бы тебе было известно, что пастух тот сднлался знаменитым ученым, дал бы ты такой обет?
    - Никоим образом, - отвечает Калба-Шавуа, - даже если бы он один-единственный закон взялся выучить.
    - Если так, - говорит Рабби Акива, - то знай же, что муж твоей дочери это я.
    Поклонился до земли старый Калба-Шавуа и, целуя ноги у Рабби Акивы, заявил, что отдает ему с дочерью половину своего состояния.

4. Недельная глава Торы - отрывок "Бамидбар" ("В пустыне")

    По просьбам читателей привожу ссылки на страницы в интернете, где можно найти материал про недельную главу.
    На этой неделе мы начинаем читать четвертую книгу пятикнижия - "Бамидбар" (Числа).

    Текст недельнлй главы: http://hoaxer.plus.ru/religions/holy-scripts/judaism/tora/4-chisla/01.html

    Статья "Эксперимент в пустыне" Раввина Меира Швайгера
    (предоставлено организацией Маханаим   http://www.machanaim.org.il):
    http://www.machanaim.org.il/tanach/_weekly/bemidb00.htm

5. Анекдоты.

    - Ну и что там пишет тетя Соня из Америки?
    - А у них там все, как у нас.
    - Это как?
    - Все, что тебе нужно, ты можешь купить только за доллары....
 

    - Изя, откуда фингал?
    - А мне хотели дать под зад, но я таки дико ловко увернулся.
 

    - Сара, что у тебе в медальоне?
    - Волосы моего мужа.
    - Но он еще жив...
    - Он таки жив, но волос давно нет.



• РЕКЛАМА


Иудаизм - не религия, а жизненный путь


На нашем сайте работает рассылка, в которой рассказывается о наиболее интересных моментах еврейской жизни. Рассылку ведёт Александр Шейнкер.



Мой дорогой, мой любимый идиш


Я родился в Ленинграде, в семье любавических евреев. Родным языком дедушки и бабушки,естественно, был идиш ...



Каддиш по местечку


Местечко... Штетл - на идиш... Штетеле, как ласково называли место своего обитания его жители...



Как ругаться на идиш?


...а слово "шмок" упоминается 59 раз, причём чаще всего в следующих заявлениях защитника: Мой клиент признаёт, что он - шмок (хм...мужское достоинство...), но, Ваша Честь...



Как ругаться на идиш? Часть 2


Так случается всегда. Вы беседуете с кем-то, кто говорил в детстве на идише, и он, с его точки зрения, метко опускает вашего общего недоброжелателя при помощи своего любимого идишского эпитета. Вы, конечно, спрашиваете, что бы это могло значить...



Все, что вы хотели знать о Тум-балалайке, но боялись спросить


FAQ, или часто задаваемые вопросы: Это старинная еврейская народная песня? На каком языке она написана? Что значит "Тум-балалайка"?.. А также - сама песня в формате mp-3,оригинальный текст, и первый из целой серии переводов на русский!!









     
Баннерная сеть ЛЮДИ ШТЕТЛ ИЗРАИЛЬ ТРАДИЦИЯ  
Рейтинг@Mail.ru
  Copyright © "Еврейский Народ.ру"       e-mail: yevreyskiy@narod.ru
При полном или частичном использовании материалов
активная ссылка на "Еврейский Народ.ру" обязательна.