06.04.2001г. » Матвей
Гейзер
Местечко... Штетл - на идиш... Штетеле,
как ласково называли место своего обитания его жители...
"Нет памяти о прежнем, да и
о том, что будет, не останется памяти у тех, которые придут после"
- это слова Экклезиаста.
Спорить с Экклезиастом невозможно,
и всё же я не могу смириться с тем, что неповторимый мир еврейских
местечек ушёл бесследно и забыт навсегда.
Мир еврейских местечек - ничего не
осталось от них,
Будто Веспасиан здесь прошёлся в пожаре и в гуле.
Сальных шуток своих не отпустит беспутный резник,
И, хлеща по коням, не споёт на шоссе балагула.
...Мой ослепший отец - этот мир ему
знаем и мил.
И дрожащей рукой, потому что глаза слеповаты,
Ощутит он дома, синагоги и камни могил -
Мир знакомых картин, из которого вышел когда-то.
(Наум Коржавин)
История русского еврейства - это
более всего история местечек, история черты оседлости. Пришедшие
на смену среневековым европейским гетто и поселениям Восточной
Европы, местечки в России за долгие годы жизни (а скорее выживания)
создали свой, не сравнимый ни с каким другим, быт, уклад, свою
культуру, свой характер.
Раввины, мудрые цадики, меламеды,
потомственные грамотеи-сойферы - в тесном общении с простым людом
- кустарями, ремесленниками, водовозами, бесшабашными клезмерами,
здоровенными извозчиками... Шумные, пёстрые базары, оживлённые
толкучки - и, в непосредственной близости от них тихие, почти
торжественные площади перед синагогами. Преследуемые за веру,
гонимые из страны в страну, евреи, оказавшись на новом месте,
прежде, чем позаботиться о собственной крыше всегда первым делом
строили синагогу... Строгое религиозное воспитание детей, сохранение
и соблюдение древних заповедей - и песни, бурные, зажигательные,
меткие, проворно ловящие любые изменения жизни; постоянно рождающийся,
подчас в муках, зато всегда новый и актуальный еврейский юмор...
Вечный страх висел над местечком,
гнездился в сердцах его обитателей, оплетал дома и души тяжкой
пеленой неуверенности и смятения, но не было в жизни явления,
к которому не научился бы еврей относиться с юмором - еврейская
черта - смеяться в глаза смерти.
Юмор всегда был окрашен печалью,
а печаль - юмором. Где, как не в местечке могли возникнуть такие
поговорки:
- Еврей, не умеющий стать сапожником, мечтает стать профессором!
- Полная сума тяжела, но пустая - ещё тяжелее.
- Если у тебя нет простыни - не отчаивайся - сэкономишь на стирке.
- Тора даёт свет, а деньги - тепло.
Революция, казалось бы, "покончила
навсегда" с "пережитками мелкобуржуазного прошлого".
Разрушили Мир местечка, и ушёл, поднялся в "верхние сферы"
таинственный мир Еврейской Субботы, с застольем, свечами, еврейской
мамой, закутанной в шаль, благословляющей свечи, и воздевающей
руки с просьбой "хорошей субботы", белой скатертью,
до дыр застиранной теми же самыми руками, молитвы, пение и тихий
отдых от забот и страданий...
Черта под Чертою. Пропала оседлость.
Шальное богатство, весёлая бедность,
пропала, откочевала оттуда,
Где призрачно счастье, фантомна беда.
Селёдочка - слава и гордость стола.
Селёдочка в Лету давно уплыла.
(Борис Слуцкий)
Погромы, гражданская война, Крушеван,
Петлюра, Григорьев - всё это суждено было пережить местечку...
А в годы Второй Мировой Войны они снова были превращены в гетто,
на этот раз последние и самые страшные, в "безграничное еврейское
кладбище, которого не видела и никогда больше не увидит история".
Я попытался произнести Кадиш по местечку.
Не воскресить его, упаси Б-же о этого! Но мне очень хочется, чтобы
в памяти хотя бы моих современников осталось что-то от той еврейской
колыбели, вкоторой было так много истинной доброты, любви к ближнему
и к Б-гу, жадного интереса к жизни и вековой печали, упорного
труда и призывающего все бытие юмора. Я не хочу, чтобы пропал
без следа мир местечек, с такой любовью описанный многими еврейскими
писателями, поэтами, запечатлённый на полотнах многих замечательных
художников...
Из этой колыбели, изэтого мира вышли
почти все великие евреи. Многие герои этого сайта - тоже оттуда.