»
Александр
Шейнкер
1. Слово ведущего.
Здравствуйте.
Этот выпуск планировался выйти перед
наступлением Песаха, но я был очень занят приготовлениями (нужно тщательно
перед Песахом убрать дом) и у меня не было времени его отправить. К сожалению
и во время праздника лень меня поборола
В этом выпуске я, как и обещал, рассказываю
о десяти египетских казнях, которыми Б-г наказал фараона, за то, что не
отпускал евреев из рабства.
2. 10 Казней Египетских.
В прошлом выпуске я рассказывал вкратце
про исход евреев из Египта, что в принципе и послужило созданию еврейского
народа. Также я обещал затронуть тему Десяти Казней, которыми были наказаны
египтяне.
Итак Моше получил от Г-спода задание:
вывести евреев из Египта. Моше был косноязычным (некоторые считают, что
он заикался) и попросил у Б-га совета как быть (ведь ему для этого прийдется
много говорить с фараоном, с евреями). Б-г сказал, что брат Моше - Аарон
будет помогать ему, он (Аарон) будет его (Моше) устами. Для того, чтобы
убедить фараона отпустить евреев пришлось бороться с ним силой. Десять
раз пришлось наказывать фараона и только на десятый раз он согласился отпустить
евреев, да и то после того как отпустил - раздумал и решил догнать их.
Вначале Моше по-хорошему пришел к фараону
и сказал отпустить евреев, для того чтобы они служили Б-гу, но фараон не
поверил Моше и Аарону, что они пришли от Г-спода и потребовал доказательства,
что они действительно посланники Б-га. "И пришёл Моше и Аарон к Фараону,
и сделали так, как повелел Г-сподь. И бросил Аарон посох свой перед Фараоном
и перед рабами его, и сделался посох змеем. и призвал Фараон мудрецов своих
и чародеев; и сделали и они, волхвы Египетские, своими чарами то же. И
дросили они каждый посох свой, и те сделались змеями; но посох Аарона поглотил
их посохи." (Исход 7:10-11) Но после этого чуда не согласился фараон
отпустить евреев. Тогда сказал Г-сподь Моше прийти назавтра к реке, и когда
фараон выйдет туда, чтобы Аарон простер свой посох над водой и ударил ним
по воде и она превратится в кровь. "И сделали так Моше и Аарон, как
повелел Г-сподь. И поднял он (Аарон) посох, и ударил по воде, что в реке,
перед глазами фараона и перед глазами рабов его, и превретилась вся вода,
что в реке, в кровь. И рыба, которая в реке, вымерла, и воссмердела река,
и не могли Египтяне пить воду из реки; и была кровь по всей земле Египетской"
(Исход 7:20-21)
Поражение Нила, воды которого превращены
были в кровь, было совершено через Аарона, а не через Моше. Потому что
сказал Г-сподь Моше "На лоне этих вод ты обрел спасение от угрожавшей тебе
смерти, и не подобает, чтобы кара, имеюшая постигнуть эту, была совершена
твоей рукой" (Взято из Шемот-Раба 9)
Первой карой было преврещение нильских
вод в кровь. Ибо сказал Г-сподь: "Река эта обожествляется египтянами, и
Все-вышний, желая покарать народ, прежде всего поражает кумиры, которым
этот народ служит". (Взято из Танхума Гакодум)
После того как вода превретилась в
кровь не смягчилост сердце фараона и не отпустил он евреев из его земли.
Тогда "И сказал Г-сподь Моше: скажи Аарону: простри руку твою с посохом
твоим на реки, на потоки и на озера; и наведи лягушек на землю Египетскую.
И простер Аарон руку свою на воды Египетские; и вышои оягушки, и покрыли
землю Египетскую." (Исход 8:1-2) Лягушки расплодились настолько,
что заполнили всю страну вплоть до комнат и спален дворца фараона. Тогда
позвал фараон Моше и Аарона и сказал им помолиться Б-гу, чтобы оставила
эта кара его землю, и тогда отпустит евреев. Моше предложил фараону самому
выбрать время, когда помолиться, чтобы доказать всесилие Г-спода. Фараон
назначил следующий день, и действительно посье молитвы Моше вымерли все
лягушки, и остались только в водоемах. Но не выполнил фараон обещания и
не отпустил евреев.
"И сказал Г-сподь Моше: скажи
Аарону: "простри посох твой и ударь в прах земной, и превратится он во
вшей на всей земле Египетской." И сделали они так: и простер Аарон
руку свою с посохом своим, и ударил в прах земной; и появились вши на людях
и на скоте. Весь прах земной стал вшами по всей земле Египетской" (Исход
8:12-13) Третьей казнью были вши, которые распространились по всей
земле Египетской. В тех же местах где жили евреи (в земле Гошен) их не
было, что , кстати, касается и всех остальных казней, ни одна из них не
поражала евреев. После этой казни волхвы фараона советовали ему отпустить
евреев, так как они видели, что казни эти дейтвительно от Г-спода,но он
их не послушался.
Следующей казнью было нашествие диких
животных (аров). Б-г послал Моше, чтобы сказать фараону, что если не отпустит
он евреев, то пошлет на него Б-г массу диких животных и насекомых, и наполнят
они дома египтян. "И сделал Г-сподь так, и явился тяжкий аров в дом
фараона и в дом рабав его, и на всю землю египетскую; погибала земля от
арова" (Исход 8:20) Фараон позвал Моше и сказал, что он разрешает
евреям служить Г-споду, только если они останутся в Египте и не будут уходить,
Моше не согласился, тогда фарон согласился отпустить их в пустыню служить
Б-гу. Моше помолился, наказание прекратилось, "Но фараон отягчил
сердце свое и на этот раз и не отпустил народа" (Исход 8:28)
Следующей казнью была моровая язва
на скоте. Массовый падеж животных в стадах египтян. Из еврейского скота
не пало ни одного. Но и на этот раз не отпустил фараон евреев.
Продолжение следует...
3. Приготовления к Песаху.
Основной заповедью Песаха является
запрет есть "хамец". Хамец - это тесто, продержанное более 18 минут с момента
соединения воды с мукой любого из пяти злаков (пшеницы, полбы, ржи, ячменя,
овса) до посадки в печь. Если тесто готовится в теплом месте или в муку
добавляют вместе с водой дрожжи, масло, яйца, соль или другие способствующие
закислению теста продукты, то оно становится "хамец" и в меньший промежуток
времени. Пиво, водка изготовленная из упомянутых пяти злаков, виски, вафли,
лапша и т.д. являются "хамец".
Тора запрещает нам есть хамец на протяжении
всех семи дней праздника, а также запрещает использовать его каким бы то
ни было образом и вобще запрещено, чтобы хамец находился в нашем владении.
Для того чтобы во время Песаха в доме не было никакого хамеца его основательно
чистят в дни перед праздником. В день перед Песахом вечером на 14-е нисана
(18-го марта) после появления звезд, делают "бдикат хамец" - "проверка
хамеца". Это последняя, контрольная, проверка всего дома. По традиции проверку
делают с помощью восковой свечи с одним фителем. Произносят специальное
благословение на исполнение заповеди уничтожения хамеца и сразу начинают
проверку. Обходят все улы, проверяют полки, карманы, посуду где еще может
быть остался какой-нибудь хамец. Некоторые раскладывают в доме 10 кусочков
хлеба, чтобы во время проверки их собрать (особенно этот обычай распространен
в семьях с детьми, которые соревнуются между собой кто больше найдет).
После проверки произносят специальный текст, в котором говорится, что мы
мысленно отказываемся от хамеца, который может быть в нашем распоряжении,
но не был найден. Весь найденный хамец собирают и наутро сжигают. После
сжигания произносят ещё один текст "отказа от хамеца", в котором мы отказываемся
от того хамеца, который мы не смогли найти в доме. В канун праздника днем
14-го нисана (19-го марта) хамец можно есть до конца первой трети светлого
времени суток (в Израиле это примерно 9 часов утра). Сжечь же его и произнести
"отказ" можно немного дольше (в Израиле примерно 10.15 утра).
4. Анекдоты.
- Слушай, ты не
знаешь, почему у евреев такие большие носы?
- Потому что воздух
бесплатный...
- Абрам, а что будет,
если ты нарушишь одну из десяти заповедей?
- Останется еще
девять.
- Абрам, я слышал,
твоя дочка выходит замуж?
- Да, выходит,
понемножку.