Баннерная сеть ЛЮДИ ШТЕТЛ ИЗРАИЛЬ ТРАДИЦИЯ  
Иудаизм - не религия, а жизненный путь. Выпуск 10» Александр Шейнкер

1. Слово ведущего.

    Здравствуйте.
    Этот выпуск планировался выйти перед наступлением Песаха, но я был очень занят приготовлениями (нужно тщательно перед Песахом убрать дом) и у меня не было времени его отправить. К сожалению и во время праздника лень меня поборола
    В этом выпуске я, как и обещал, рассказываю о десяти египетских казнях, которыми Б-г наказал фараона, за то, что не отпускал евреев из рабства.

2. 10 Казней Египетских.

    В прошлом выпуске я рассказывал вкратце про исход евреев из Египта, что в принципе и послужило созданию еврейского народа. Также я обещал затронуть тему Десяти Казней, которыми были наказаны египтяне.

    Итак Моше получил от Г-спода задание: вывести евреев из Египта. Моше был косноязычным (некоторые считают, что он заикался) и попросил у Б-га совета как быть (ведь ему для этого прийдется много говорить с фараоном, с евреями). Б-г сказал, что брат Моше - Аарон будет помогать ему, он (Аарон) будет его (Моше) устами. Для того, чтобы убедить фараона отпустить евреев пришлось бороться с ним силой. Десять раз пришлось наказывать фараона и только на десятый раз он согласился отпустить евреев, да и то после того как отпустил - раздумал и решил догнать их.

    Вначале Моше по-хорошему пришел к фараону и сказал отпустить евреев, для того чтобы они служили Б-гу, но фараон не поверил Моше и Аарону, что они пришли от Г-спода и потребовал доказательства, что они действительно посланники Б-га. "И пришёл Моше и Аарон к Фараону, и сделали так, как повелел Г-сподь. И бросил Аарон посох свой перед Фараоном и перед рабами его, и сделался посох змеем. и призвал Фараон мудрецов своих и чародеев; и сделали и они, волхвы Египетские, своими чарами то же. И дросили они каждый посох свой, и те сделались змеями; но посох Аарона поглотил их посохи." (Исход 7:10-11) Но после этого чуда не согласился фараон отпустить евреев. Тогда сказал Г-сподь Моше прийти назавтра к реке, и когда фараон выйдет туда, чтобы Аарон простер свой посох над водой и ударил ним по воде и она превратится в кровь. "И сделали так Моше и Аарон, как повелел Г-сподь. И поднял он (Аарон) посох, и ударил по воде, что в реке, перед глазами фараона и перед глазами рабов его, и превретилась вся вода, что в реке, в кровь. И рыба, которая в реке, вымерла, и воссмердела река, и не могли Египтяне пить воду из реки; и была кровь по всей земле Египетской" (Исход 7:20-21)
    Поражение Нила, воды которого превращены были в кровь, было совершено через Аарона, а не через Моше. Потому что сказал Г-сподь Моше "На лоне этих вод ты обрел спасение от угрожавшей тебе смерти, и не подобает, чтобы кара, имеюшая постигнуть эту, была совершена твоей рукой" (Взято из Шемот-Раба 9)
    Первой карой было преврещение нильских вод в кровь. Ибо сказал Г-сподь: "Река эта обожествляется египтянами, и Все-вышний, желая покарать народ, прежде всего поражает кумиры, которым этот народ служит". (Взято из Танхума Гакодум)

    После того как вода превретилась в кровь не смягчилост сердце фараона и не отпустил он евреев из его земли. Тогда "И сказал Г-сподь Моше: скажи Аарону: простри руку твою с посохом твоим на реки, на потоки и на озера; и наведи лягушек на землю Египетскую. И простер Аарон руку свою на воды Египетские; и вышои оягушки, и покрыли землю Египетскую." (Исход 8:1-2) Лягушки расплодились настолько, что заполнили всю страну вплоть до комнат и спален дворца фараона. Тогда позвал фараон Моше и Аарона и сказал им помолиться Б-гу, чтобы оставила эта кара его землю, и тогда отпустит евреев. Моше предложил фараону самому выбрать время, когда помолиться, чтобы доказать всесилие Г-спода. Фараон назначил следующий день, и действительно посье молитвы Моше вымерли все лягушки, и остались только в водоемах. Но не выполнил фараон обещания и не отпустил евреев.

    "И сказал Г-сподь Моше: скажи Аарону: "простри посох твой и ударь в прах земной, и превратится он во вшей на всей земле Египетской."  И сделали они так: и простер Аарон руку свою с посохом своим, и ударил в прах земной; и появились вши на людях и на скоте. Весь прах земной стал вшами по всей земле Египетской" (Исход 8:12-13) Третьей казнью были вши, которые распространились по всей земле Египетской. В тех же местах где жили евреи (в земле Гошен) их не было, что , кстати, касается и всех остальных казней, ни одна из них не поражала евреев. После этой казни волхвы фараона советовали ему отпустить евреев, так как они видели, что казни эти дейтвительно от Г-спода,но он их не послушался.

    Следующей казнью было нашествие диких животных (аров). Б-г послал Моше, чтобы сказать фараону, что если не отпустит он евреев, то пошлет на него Б-г массу диких животных и насекомых, и наполнят они дома египтян. "И сделал Г-сподь так, и явился тяжкий аров в дом фараона и в дом рабав его, и на всю землю египетскую; погибала земля от арова" (Исход 8:20) Фараон позвал Моше и сказал, что он разрешает евреям служить Г-споду, только если они останутся в Египте и не будут уходить, Моше не согласился, тогда фарон согласился отпустить их в пустыню служить Б-гу. Моше помолился, наказание прекратилось, "Но фараон отягчил сердце свое и на этот раз и не отпустил народа" (Исход 8:28)

    Следующей казнью была моровая язва на скоте. Массовый падеж животных в стадах египтян. Из еврейского скота не пало ни одного. Но и на этот раз не отпустил фараон евреев.

    Продолжение следует...

3. Приготовления к Песаху.

    Основной заповедью Песаха является запрет есть "хамец". Хамец - это тесто, продержанное более 18 минут с момента соединения воды с мукой любого из пяти злаков (пшеницы, полбы, ржи, ячменя, овса) до посадки в печь. Если тесто готовится в теплом месте или в муку добавляют вместе с водой дрожжи, масло, яйца, соль или другие способствующие закислению теста продукты, то оно становится "хамец" и в меньший промежуток времени. Пиво, водка изготовленная из упомянутых пяти злаков, виски, вафли, лапша и т.д. являются "хамец".

    Тора запрещает нам есть хамец на протяжении всех семи дней праздника, а также запрещает использовать его каким бы то ни было образом и вобще запрещено, чтобы хамец находился в нашем владении. Для того чтобы во время Песаха в доме не было никакого хамеца его основательно чистят в дни перед праздником. В день перед Песахом вечером на 14-е нисана (18-го марта) после появления звезд, делают "бдикат хамец" - "проверка хамеца". Это последняя, контрольная, проверка всего дома. По традиции проверку делают с помощью восковой свечи с одним фителем. Произносят специальное благословение на исполнение заповеди уничтожения хамеца и сразу начинают проверку. Обходят все улы, проверяют полки, карманы, посуду где еще может быть остался какой-нибудь хамец. Некоторые раскладывают в доме 10 кусочков хлеба, чтобы во время проверки их собрать (особенно этот обычай распространен в семьях с детьми, которые соревнуются между собой кто больше найдет). После проверки произносят специальный текст, в котором говорится, что мы мысленно отказываемся от хамеца, который может быть в нашем распоряжении, но не был найден. Весь найденный хамец собирают и наутро сжигают. После сжигания произносят ещё один текст "отказа от хамеца", в котором мы отказываемся от того хамеца, который мы не смогли найти в доме. В канун праздника днем 14-го нисана (19-го марта) хамец можно есть до конца первой трети светлого времени суток (в Израиле это примерно 9 часов утра). Сжечь же его и произнести "отказ" можно немного дольше (в Израиле примерно 10.15 утра).

4. Анекдоты.

    - Слушай, ты не знаешь, почему у евреев такие большие носы?
    - Потому что воздух бесплатный...

    - Абрам, а что будет, если ты нарушишь одну из десяти заповедей?
    - Останется еще девять.

    - Абрам, я слышал, твоя дочка выходит замуж?
    - Да, выходит, понемножку.



• РЕКЛАМА


Иудаизм - не религия, а жизненный путь


На нашем сайте работает рассылка, в которой рассказывается о наиболее интересных моментах еврейской жизни. Рассылку ведёт Александр Шейнкер.



Мой дорогой, мой любимый идиш


Я родился в Ленинграде, в семье любавических евреев. Родным языком дедушки и бабушки,естественно, был идиш ...



Каддиш по местечку


Местечко... Штетл - на идиш... Штетеле, как ласково называли место своего обитания его жители...



Как ругаться на идиш?


...а слово "шмок" упоминается 59 раз, причём чаще всего в следующих заявлениях защитника: Мой клиент признаёт, что он - шмок (хм...мужское достоинство...), но, Ваша Честь...



Как ругаться на идиш? Часть 2


Так случается всегда. Вы беседуете с кем-то, кто говорил в детстве на идише, и он, с его точки зрения, метко опускает вашего общего недоброжелателя при помощи своего любимого идишского эпитета. Вы, конечно, спрашиваете, что бы это могло значить...



Все, что вы хотели знать о Тум-балалайке, но боялись спросить


FAQ, или часто задаваемые вопросы: Это старинная еврейская народная песня? На каком языке она написана? Что значит "Тум-балалайка"?.. А также - сама песня в формате mp-3,оригинальный текст, и первый из целой серии переводов на русский!!









     
Баннерная сеть ЛЮДИ ШТЕТЛ ИЗРАИЛЬ ТРАДИЦИЯ  
Рейтинг@Mail.ru
  Copyright © "Еврейский Народ.ру"       e-mail: yevreyskiy@narod.ru
При полном или частичном использовании материалов
активная ссылка на "Еврейский Народ.ру" обязательна.