»
Александр
Шейнкер
Вот и свершилось! Вот и у меня есть
какая-то малюсенькая частичка в большой и грандиозной сети. Эта
рассылка предназначена не только тем, для которых иудаизм - это
смысл жизни, но также для тех, кто мало знаком с религией евреев.
Каждую Субботу в синагогах евреи
всего мира читают определённую главу Торы (Библии). Обычно религиозные
евреи в течении недели перед Субботой изучают главу, которую будут
читать. Существует множество комментариев переведенных на много
языков. Комментарии и разные истории связанные с недельной главой
и будут основной частью моей рассылки.
Также в рассылку будут входить ответы
на Ваши вопросы (я думаю что всё-таки есть среди подписчиков CityCat
люди, которым интересно узнать про иудаизм, а в этой религии есть
много с первого взгляда странных вещей, которые требуют объяснений).
Вопросы присылайте на мой E-mail.
Любые вопросы связанные с еврейскими законами и вобще жизнью религиозных
евреев. Так как раввином и большим знатоком Торы я не являюсь,
поэтому комментарии к ней буду брать из книг и сайтов посвящённых
этому. В последнем случае буду приводить адрес, так как авторские
права всё-таки нужно соблюдать.
2. Недельная глава Торы "Мишпатим"
Отрывок из лекции
Зеева Дашевского
Три типа, три уровня заповедей
Прежде всего, надо сказать, что рассматриваемый
раздел Мишпатим очень богат заповедями. До сих пор во всех разделах
Торы вместе содержалась всего 41 заповедь, а в разделе Мишпатим
содержатся заповеди, начиная от 42-ой и кончая 94-ой. То есть,
в этом разделе содержатся 5З заповеди; и это - больше, чем во
всех предыдущих разделах вместе взятых. Хатам Софэр пишет, что
основная и большая часть этого раздела относится к заповедям,
касающимся отношений между человеком и человеком. Мы говорили
уже, что человек в своей жизни действует в трех сферах, и зачастую
даже одновременно: отношения между человеком и другими людьми;
отношения между человеком и Творцом; отношение между человеком
и им самим, то есть, человек по отношению к себе тоже обязан что-то
делать. Эти три сферы являются объектом нашего внимания и нашей
заботы. Мы помним, что в Талмуде есть очень содержательный спор
о том, что должен изучать, что должен делать человек, который
хочет быть порядочным человеком. Один говорит, что он должен изучать
законы "ущербов"; другой говорит, что он должен изучать
законы "Авот" - "Пиркей-Авот"; третий говорит,
что он должен изучать законы "Брахот" - Благословений.
Маhараль объясняет, что "законы
ущербов" - это область отношений между человеком и человеком;
законы "Авот" - это выработка нравственных качеств,
работа над самим собой, то есть, отношение человека к самому себе;
а законы "Благословений" - это отношение человека с
Творцом. Поэтому, спор о том, что же нужнее, скорее всего сводится
к тому, что эти три мудреца отмечают три стороны, из которых необходимы
- все три. Но при этом, они дают нам ключик к тому, в каком порядке
идут приоритеты. Если человек хочет быть порядочным человеком,
то начинать надо прежде всего с "законов ущерба". Если
ты хочешь быть хорошим человеком, то прежде всего ты поучись ограждать
другого от ущерба со своей стороны, потому что человек - источник
больших опасностей. Когда ты немножко продвинишься на этом пути,
то тогда ты можешь заниматься тем, чтобы в себе воспитывать какие-то
порядочные качества. Если же ты поступаешь с другими людьми плохо,
а при этом из себя воспитываешь "супермена", то ты ничего
хорошего не начал делать, и может быть даже - наоборот. Когда
же ты сам продвинулся по этому пути, чтобы стать порядочным, то
тогда ты уже можешь попытаться вступать в диалог с Творцом, и
выражать Ему признательность за то, что Он дает жизнь тебе и всему
миру.
Так вот, наш раздел довольно глубоко
проникает в эту первую область - в отношения между человеком и
человеком, и закладывает основы законов имущественных (и не только
имущественных) отношений между людьми. Хатам Софэр отмечает, что
гематрия слова " " равна - 42, и если посмотреть на
список заповедей, то видно, что ровно 42 заповеди из 5З-х, которые
здесь содержатся, то есть, - подавляющее большинство, касаются
области отношений между человеком и человеком. Потом уже начинаются
заповеди, относящиеся к седьмому, субботнему, году, и хотя там
есть тоже отношения между людьми, но когда там говорится по поводу
обработки земли, то это уже относится к отношениям между человеком
и Небом. Таким образом, эта гематрия интересна тем, что во-первых,
она показывает нам приоритет: из всех законов, после десяти Заповедей,
после законов о жертвеннике, нам немедленно сообщается о том,
что есть законы между человеком и человеком, которые занимают
очень большое место в этом разделе.
3. Притча
Был у царя кубок тончайшего стекла.
- Чем,- думал царь,- кубок этот наполнять? Горячей влаги стекло
не выдержит, от холодной потускнеет.
И царь брал кубок только для тёплых напитков.
Сотворил Бог вселенную и подумал - как руководить Своим творением:
одним строгим правосудием - миру грозит разрушение; одним милосердием
- земля в грехах потопнет.
"Соединю ,- решил Господь ,-правосудие с милосердием. И то
устоит ли?"
4. Анекдот
Поп встречается с раввином и говорит:
- Мне сегодня приснился странный сон. Будто попал я в еврейский
рай. И там такая грязь, вонь и толкотня!
- А мне, - говорит раввин, - снилось будто попал я в христианский
рай. И там так чисто, светло, сплошное благоухание - и ни души!"