Баннерная сеть ЛЮДИ ШТЕТЛ ИЗРАИЛЬ ТРАДИЦИЯ  
Иудаизм - не религия, а жизненный путь. Выпуск 9» Александр Шейнкер

1. Слово ведущего.

    Здравствуйте. За предыдущие полторы недели я получил много отзывов, вопросов, пожеланий. Спасибо за вашу активность. Кстати сайт рассылки оживился, форум медленно, но верно пополняется вашими комментариями. Посоветовавшись со знакомыми я решил не приводить в рассылке текст недельной главы. Все-таки его можно прочитать и в книге. Интересное письмо я получил от читателя. Отвечаю ему публично - думаю вам будет интересно почитать (к тому же я уже и в прошлом получал подобные письма).

    В прошлом номере я писал, что читательница из Калифорнии искала Агаду на русском языке. Я нашел Агаду с переводом и объяснениями на сате "Источник" (http://www.istok.ru)


2. Почему свинина некошерна? (письмо читателя)

    Вот отрывок из письма, которое я получил от читателя из Америки:

"... Интересно было бы почитать, как старые запреты изменяются в современном мире. Например, запрет есть свинину. Ведь в библейские времена он был продиктован прямыми соображениями безопасности. В жарком климате Палестины - Вавилона - Египта при отсутствии холодильников свиное мясо начинает разлагаться через несколько часов после смерти животного, потому было проще запретить народу есть свинину во избежание отравлений. Не стоило ли бы облегчить запрет в наше время мгновенной заморозки до чуть ли не абсолютного нуля?
    Или еще пример. Мой друг наблюдал как-то такую сцену - из дома в субботу выходит празднично одетый еврей, пинающий ногами ключи. Ведь в субботу нельзя носить вещи в руках или карманах! Доходит так до машины, наклоняется, поднимает ключи и уезжает. Ведь ему надо попасть в синагогу, а она, может быть, на другом конце города, и пешком просто не дойти. Опять-таки, не стоило ли бы раввинам официально облегчить правила поведения в субботу для тех, кто не имеет возможности дойти до синагоги пешком?
...
Сяржук"

    Итак о кошерности. Кошерная - это не "здоровая пища" и не "чистые продукты", кошерные продукты - это продукты разрешенные к употреблению согласно иудейскому закону. Правила кошерности мы учим в Торе, а не из открытий ученых и не из современных технологий. Свинья - некошерное животное не потому что мясо ее слишком быстро портится, а из-за того, что она не отрыгивает жвачку. Кошерных животных приносили в жертву в Храме в Иерусалиме, и там не имело значение быстро мясо портится и медленно, так как жертвы или сжигались полностью или должны были быть съедены в течении короткого времени после приношения. Так что вопрос о замораживании там не стоял.

    По поводу вашего "примера". Существует запрет в субботу не переносить предметы из "пространства" в "пространство". Пространством считается ограниченное чем-нибудь место. Например дом, сарай, река, море, улица (подробно это разъяснено в Талмуде в трактате "Шабат"). Так вот из дома ничего выносить на улицу в субботу нельзя если весь город не окружен специальным эрувом (вокруг израильских городов протянута специальная замкнутая граница, чтобы можно было весь город считать одним пространством). В Америке такие эрувы делают вокруг еврейских религиозных кварталов, а то и совсем не делают. То есть выносить ключи тому "празднично одетому еврею" было нельзя, но можно было это сделать в измененной форме (что он и сделал, пиная их ногами). По поводу же машины: существует также запрет ездить на машине в субботу (он был сделан на основе сказанного в Торе не зажигать огонь в субботу), но наш герой очевидно принадлежит к реформистским евреям, которые видоизменяют заповеди, идут "в ногу со временем". Так вот зажигание машины они огнем не считают. А вот заповедь про вынос вещей они изменить не могут (это с современностью никак не связано). Вот и получается, что соблюдая "маленькую" заповедь запрет переноса предметов, они не соблюдают заповедь про зажигание машины.


3. Исход из Египта - начало еврейского народа.

    До праздника Песах, который начнется через 2.5 недели мы поговорим о смысле этого праздника и о его заповедях.     Название праздника происходит от слова "пасах" - "прошел между" в хнак того, что Б-г обошел еврейские дома во время десятой из казней египетских - "Смерти Первенцев".

    Евреи жили в Египте с тех пор как праотец Иаков (его так же называли Израилем) пришел туда со своими сыновьями и их семьями во время голода. Вначале они жили там на правах почетных гостей, так как сын Иакова - Йосеф был одним из главных помощником фараона. Но потом фараон сменился, семейство Иакова разрослось и египтяне стали хуже относиться к евреям. Дошло это до полного порабощения евреев египтянами. Они работали на самых тяжелых работах, их облагали непосильными налогами, а когда фараон заболел язвами на теле и ему прописали ежедневные ванны из крови младенцев - он принимал их, убивая еврейских детей. Всего евреи жили в Египте 210 лет.

    "И восстал новый царь над Египтом, который не знал Йосэфа, и сказвл народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочисленнее и сильнее нас. Давай перехитрим его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, присоединится и он к неприятелям нашим, и будет воевать против нас, и выйдет из страны." (Исход 1:8-10) И приказал фараон повитухам (акушеркам), которые принимали роды у евреек умерщвлять всех мальчиков. Но повитухи не слушались объясняя это тем, что еврейки сильные женщины и рожают ещё до того как они прийдут. Тогда фараон издал указ всех новорожденных мельчиков-евреев бросать в Нил. И вот у одной пары родился сын и решили они скрыть его. Скрывали они его 3 месяца, но потом по некоторым причинам его стало скрывать невозможно, но они решили не топить его в реке, а сделали корзину из тростника, положили младенца туда и положили в тростнике у берега реки. Сестра ребенка осталась наблюдать что произойдет. Корзинку нашла дочь фараона, пришедшая к реке. Она догадалась, что это еврейский ребенок и сжалилась над ним, решила вырастить его. Тут как тут появилась сестра мальчика и предложила ей найти кормилицу среди евреек, та согласилась. Таким образом вскармливала его родная мать. Когда он подрос его отдали дочери фараона и она воспитывала его. Назвала она его Моше (Моисей) На иврите "лемашот" - "вытаскивать из воды", а "маша" (с ударением на 2-ое "а") - "вытащил из воды". Когда Моше вырос он узнал, что он сын еврейского народа. Ему было жалко смотреть на тяжелую работу своих братьев. Однажды, видя что никого нет поблизости, он убил египтянина, который управлял работой. Но фараон узнал об этом и Моше пришлось бежать из Египта в землю Мидьянскую. Среди мидьянцев Моше нашел себе жену и жил там.

    Однажды, когда он пас овец своего тестя он увидел куст терновника, который горит, но не сгорает. Он подошел посмотреть на это чудо и тогда он услышал голос из терновника. "И сказал Г-сподь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от претиснителей его, так что знаю его страдания. И нисшел Я избавить его от руки Египтян и вывести его из земли той в землю хорошую и обширную, в землю, текущую молоком и медом, в землю Кнаанеев, Хэтийцев, Эмореев, Пэризеев, Хиввийцев и Йевуссеев. И вот вопль, сынов Израилевых дошел до Меня, и видел Я также угнетение, каким Египтяне угнетают их. А теперь иди, и Я пошдю тебя к Фараону; и выведи народ мой, сынов Израилевых, из Египта." (Исход 3:7-10) Так Б-г сообщил Моше о его избрании, о том, что ему - Моше - надо вывести евреев из Египта. Б-г научил Моше что ему нужно сделать, чтобы ему поверили евреи в то что он не самозванец, сказавл, что нужно вначале прийти к старейшинам, которые еще помнят внуков Иакова, которые родились в земле Кнаанской до прихода в Египет. Затем Б-г посылает Моше к Фараону.     К фараону Моше приходит несколько раз с призывом "Отпусти народ мой", но каждый раз получает отказ. После отказов Б-г посылает на Египет разные беды (они названы "10 Казней Египетских"). О египетских казнях мы подробнее поговорим в следующем выпуске. Все эти беды происходят только с Египтянами, евреев же они обходят стороной. После каждой казни Фараон призывает Моше с просьбой помолиться Б-гу, чтобы все прекратилось и обещанием отпустить евреев, но после прекращения бедствия не выполняет обещания. Так продолжается 9 раз. После этого: "И сказал Моше: так сказал Г-сподь: "около полуночи Я пройду посреди Египта. И умрет всякий первенец в земле Египетской: от первенца Фараона, который сидеть (должен) на престоле его, до первенца рабыни, которая за жерновами, и все первородное из скота. И будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более. У всех же сынов Израилевых не пошевелит пес языком своим ни на человека, ни на скот, дабы знали вы, что делает Г-сподь различие между Египтянами и Израилем" (Исход 11:4-7) Это последняя десятая Казнь Египетская. Произошла она в ночь 15-го Нисана. 14-го Нисана были принесены специальные жертвы, которые должны были быть съедены до полуночи. Кровью этих животных были помазаны косяки входных дверей в еврейских домах. Это служило как-бы символом того, что здесь живут евреи и Б-г должен "пройти между"  этих домов. Ночью того же 15-го Нисана евреи и вышли из своих домов и бежали. Собирались они поспешно и у них не было времени дождаться пока взойдет тесто для хлеба, поэтому они пекли тесто наспех и вместо хлеба получились опресноки (маца). Питались они ей 7 дней (на седьмой день после выхода они перешли Красное Море, а Египтяне в нем утонули) поэтому и сейчас мы в течении 7-ми дней праздника не едим хлеб и вобще ничего квасного, а только мацу и пресную пищу.

    До выхода из Египта евреи жили как большая семья и не считались народом, после исхода на 50-ый день они получили Тору и стали единым народом.


4. Анекдот.

    В купе поезда едут христианин, мусульманин и иудей. Начали рессказывать как они пришли к религии.
Христианин: "Я однажды плыл на параходе, вдруг начался сильный шторм. Я начал мольться Б-гу и вот везде остался шторм, а вокруг нашего корабля - тишина".
Мусульманин: "Я однажды летел на самолете, вдруг мы попали в грозу. Молнии сверкают. я начал молиться Аллаху и вот везде осталась гроза, а вокруг самолета все спокойно"
Еврей: "Иду я как-то в Шабат по улице вижу на земле сумка с деньгами, а деньги нельзя трогать в Шабат. Начал я молиться Б-гу и вот везде Шабат, а вокруг меня вторник"


    В следующем номере читайте о Египетских Казнях, об основных законах праздника Песах, ответы на ваши вопросы.
    Сайт рассылки оживился уже доходит до 40 посетителей в день: http://yevreyskiy.narod.ru
    Прямо с сайта можно послать мне моментальное сообщение на мобильный телефон.
    Присылайте ваши вопросы, предложения и пожелания на E-mail: asheinker@yahoo.com или оставляйте в форуме на сайте.



• РЕКЛАМА


Иудаизм - не религия, а жизненный путь


На нашем сайте работает рассылка, в которой рассказывается о наиболее интересных моментах еврейской жизни. Рассылку ведёт Александр Шейнкер.



Мой дорогой, мой любимый идиш


Я родился в Ленинграде, в семье любавических евреев. Родным языком дедушки и бабушки,естественно, был идиш ...



Каддиш по местечку


Местечко... Штетл - на идиш... Штетеле, как ласково называли место своего обитания его жители...



Как ругаться на идиш?


...а слово "шмок" упоминается 59 раз, причём чаще всего в следующих заявлениях защитника: Мой клиент признаёт, что он - шмок (хм...мужское достоинство...), но, Ваша Честь...



Как ругаться на идиш? Часть 2


Так случается всегда. Вы беседуете с кем-то, кто говорил в детстве на идише, и он, с его точки зрения, метко опускает вашего общего недоброжелателя при помощи своего любимого идишского эпитета. Вы, конечно, спрашиваете, что бы это могло значить...



Все, что вы хотели знать о Тум-балалайке, но боялись спросить


FAQ, или часто задаваемые вопросы: Это старинная еврейская народная песня? На каком языке она написана? Что значит "Тум-балалайка"?.. А также - сама песня в формате mp-3,оригинальный текст, и первый из целой серии переводов на русский!!









     
Баннерная сеть ЛЮДИ ШТЕТЛ ИЗРАИЛЬ ТРАДИЦИЯ  
Рейтинг@Mail.ru
  Copyright © "Еврейский Народ.ру"       e-mail: yevreyskiy@narod.ru
При полном или частичном использовании материалов
активная ссылка на "Еврейский Народ.ру" обязательна.