Баннерная сеть ЛЮДИ ШТЕТЛ ИЗРАИЛЬ ТРАДИЦИЯ  
Иудаизм - не религия, а жизненный путь. Выпуск 22» Александр Шейнкер

1. Слово ведущего.

    Шалом. Хочу отметить то, что рассылке исполнился год. То есть в среднем она выходила примерно 2 реаза в месяц, что я считаю - неплохо.
 

    На этот раз предлагаю вашему вниманию рассылки, которые рассылает сервер http://www.yeshiva.ru - сервер Санкт-Петербургской йешивы.

Рассылка:"Yeshiva on-Line" - "аЙом - йом..."
Описание:
Лаконичные и яркие высказывания хасидских ребе и их хасидов. Философские
идеи хасидизма. Хасидские истории. Еврейские памятные даты. Хасидские
обычаи. - Календарь "аЙом - Йом..." - книга, которая поможет Вам внести
крупицу еврейства в каждый день года.

 

Рассылка: "Yeshiva on-Line" - Беседы Любавического Ребе
Описание:
Тора у евреев всего одна. Одна - на все поколения. Однако мудрости в ней,
как ни странно, хватило и на древних, и на не очень древних. Есть ей что
сказать и нашему поколению, - по словам Любавического Ребе "последнему
поколению Изгнания и первому поколению Освобождения".

Вынести урок из вечных слов Торы, понять, какой "стороной" обращена она к
нам - сегодняшним, нам помогают беседы главы поколения - Ребе, раскрывающие
глубочайшие философские аспекты сюжетов Пятикнижия, заповедей Торы,
еврейских праздников и памятных дат.

Рассылки Subscribe.Ru
"Yeshiva on-Line" - Беседы Любавического Ребе
"Yeshiva on-Line" - "аЙом - йом..."

 

2. Ту би-Шват.

    В еврейском календаре несколько "новыx годов". Осенью мы празднyем Рош-а-Шана - счет годов от Сотворения Мира. Весной, в месяц Нисан - начало цикла месяцев. Зимой же, 15-го числа месяца Шват - новый год для yрожая с деревьев. (Число "15" изображается в иврите бyквами тет-вав, поэтомy 15 Швата = тет-вав би-Шват, что произносится как Тy-би-Шват.) До этой даты обычно выпадает большинство дождей, поэтомy она отделяет yрожай одного года от yрожая дрyгого года, чтобы мы могли отделить "маасер" - "десятинy" для каждого года отдельно.

    В праздник Тy-би-Шват yстраивают праздничнyю трапезy с "семью видами плодов Земли Израиля", перечисленными в стиxе Торы: "Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю xорошyю, в землю пшеницы, и ячменя, и виноградныx лоз, и смоковницы, и гранатовыx деревьев, в землю масличныx деревьев и финикового меда" (Второзаконие 8:7). Каббалисты Цфата в 16 веке yстановили в Тy-би-Шват даже особый "седер" - трапезy, в которой ели всевозможные фрyкты и пили вино, и читали Библейские отрывки, прославляющие Землю Израиля.

    Во время трапезы Ту би-Швата принято выпивать 4 бокала вина: начитная с бокала белого, затем разбавив его немного красным, затем перемешав с красным, и последний бокал - красного вина.  Плоды также принято есть по определенному правилу. Вначале (после первого бокала) едят плоды покрытые твердой, непригодной в пищу кожурой (орехи). Это символизирует начало духовного восхождения человека (равно как и белое вино - так как в белом цвете собраны, но еще не раскрыты все цвета радуги). После второго бокала едят плоды с твердыми, несъедобными косточками (финики, персики, абрикосы и т.д.). Это символизирует следущую стадию духовного поднятия человека, когда не все еще возможно понять. То что остается (косточка) - это в потенциале еще много подобных плодов, которые могут быть доступны только со временем. После третьего бокала едят плоды которые съедобны полностью (инжир, виноград) и после четвёртого - плоды с запахом (цитрусовые). Последние две группы соответствуют полному духовному поднятию.

    В Ту би-Шват принято сажать деревья в земле Израиля, но так как этот год - седьмой (Шнат Шмита) то в этом году деревья не садят.

3. Истории и притчи.

    Дерево, Дерево! Какое благословение тебе дать?

    Как-то раз некий человек отправился в дорогу. Шел он лесять дней и за все это время не увидел по пути ни одного дерева и воды не нашел. И ни одного человека не встретил. И мучили его голод и жажда.
    На десятый день заметил он вдалеке дерево и подумал: "Может быть есть там вода?" Подошел он к дереву и обнаружил, что оно растет возле источника. Поел тот человек плодов дерева, напился воды из источника и сел отдохнуть в тени того дерева.
    Собираясь уходить, сказал он дереву: "Дерево, Дерево! Какое благословение дать тебе и что тебе сказать? Чтобы ты было красиво? Ты и без того красиво! Чтобы был у твоиз корней источник воды? Но у твоих корней уже есть источник воды! Чтобы ты росло в подходящем месте? Но ты и так растешь в подходящем месте! Какое же благословение могу я тебе дать? А вот какое: да будет на то воля Все-вышнего, чтобы все взятые от тебя саженцы были подобны тебе!" (Трактат Таанит, 56)
 

    Хони Гамэагэль.

    Однажды один еврейский мудрец, его звали Хони Гамэагэль, шел по дороге и увидел старика, сажающего розковые деревья. Спросил его Хони Гамэагэль : "Когда деревья, которые ты сажаешь, принесут плоды?" - "Через семьдесят лет", - ответил старик. Спросил его Хони Гамэагель: "Разве ты надеешься прохить еще семьдесят лет, чтобы отведать плоды деревьев которые ты сажаешь?" Ответил ему старик: "Мои предки сажали рожковые деревия ради меня, м я сажаю рожковые деревтя ради моих внуков".
    Присел Хони Гамэагель, чтобы перекусить, и задремал. Упала сверзу скала и накрыла его, и проспал он семьдесят лет. А проснувшись, увидел человека, собирающего плоды рожкового дерева. Спросил его Хони Гамэагель: "Кто посадил эти деревья?" - "Отец моего отца", - ответил человек. И понял Хони Гамэагэль, что провёл во сне семьдесят лет.
 

    Раввин Кук.

    Первый Главный раввин Страны Израиля р. Авраам-Ицхак Кук (1865-1935) писал: "Посадить в землю Эрец-Исраэль плодовое дерево - это не просто выполнить обычную сельскохозяйственную работу. Это означает, что человек с любовью, ревностно исполняет заповеди, данные нам Все-вышним, ибо и Он сначала занимался насаждениями, как сказано в мидраше Ваикра раба (25:3): "В начале Творения мира Все-вышний, да будет Он благословен, занялся прежде всего насаждениями, как сказано: 'И насадил Г-сподь Б-г сад в Эдэне, с востока' [Брейшит, 2:8]. Также и вы - вступив в Страну Израиля, прежде всего займитесь насаждениями".
    И еще рассказывают, что р. Авраам-Ицхак Кук участвовал в празднествах лесопосадок в сеотскохозяйственной колонии Магдиэль, основанной в 1924 г. на Шаронской низменности. От глубины охвативших его чувств у него на глазах выступили слёзы. Когда ему поднесли мотыгу, чтобы он посадил дерево, р. Кук ее не взял и проделал всю работу руками, сказав, что посадка дерева в Стране Израиля - святое дело, и поэтому не надо пользоваться мотыгой, поскольку это орудие отгораживает человека от Святой Земли.

4. Ту би-Шват в интернете.

    Почитайте про новый год деревьев подробнее:

    Исток
    Маханаим
    Кулинарный портал
 

5. Анекдоты.

- Вы помните Hухима Спивака? Когда 20 лет назад он приехал в Америку, у него была только пара рваных штанов. Сейчас он имеет миллион!
- Господи! Что будет делать этот ненормальный в Америке с миллионом рваных штанов!??!
 

Отец проверяет дневник сына:
- Так, физика - 2... Циля, ты слышишь, физика - 2! Так,
математика - 2... Циля, слышишь, математика - 2! Так,
пение - 5... (пауза) Пение - 5... Циля, ты слышишь,
он еще при всем этом и поет!..
 

В поезде едут две подружки-хохлушки. Есть хочется, а сало порезать нечем. Hу решили попросить у соседа еврея ножичек. Порезали сало, а ножичек у еврея больно классный - думают как бы его себе оставить... Приходят к еврею и говорят:
- Спасибо за ножичек! Очень хороший, только мы им сало порезали!
- Да ничего девушки! Я им только обрезание делаю!



• РЕКЛАМА


Иудаизм - не религия, а жизненный путь


На нашем сайте работает рассылка, в которой рассказывается о наиболее интересных моментах еврейской жизни. Рассылку ведёт Александр Шейнкер.



Мой дорогой, мой любимый идиш


Я родился в Ленинграде, в семье любавических евреев. Родным языком дедушки и бабушки,естественно, был идиш ...



Каддиш по местечку


Местечко... Штетл - на идиш... Штетеле, как ласково называли место своего обитания его жители...



Как ругаться на идиш?


...а слово "шмок" упоминается 59 раз, причём чаще всего в следующих заявлениях защитника: Мой клиент признаёт, что он - шмок (хм...мужское достоинство...), но, Ваша Честь...



Как ругаться на идиш? Часть 2


Так случается всегда. Вы беседуете с кем-то, кто говорил в детстве на идише, и он, с его точки зрения, метко опускает вашего общего недоброжелателя при помощи своего любимого идишского эпитета. Вы, конечно, спрашиваете, что бы это могло значить...



Все, что вы хотели знать о Тум-балалайке, но боялись спросить


FAQ, или часто задаваемые вопросы: Это старинная еврейская народная песня? На каком языке она написана? Что значит "Тум-балалайка"?.. А также - сама песня в формате mp-3,оригинальный текст, и первый из целой серии переводов на русский!!









     
Баннерная сеть ЛЮДИ ШТЕТЛ ИЗРАИЛЬ ТРАДИЦИЯ  
Рейтинг@Mail.ru
  Copyright © "Еврейский Народ.ру"       e-mail: yevreyskiy@narod.ru
При полном или частичном использовании материалов
активная ссылка на "Еврейский Народ.ру" обязательна.