Иудаизм
- не религия, а жизненный путь. Выпуск 22»
Александр
Шейнкер
1. Слово ведущего.
Шалом. Хочу отметить то, что рассылке
исполнился год. То есть в среднем она выходила примерно 2 реаза в месяц,
что я считаю - неплохо.
На этот раз предлагаю вашему вниманию
рассылки, которые рассылает сервер http://www.yeshiva.ru
- сервер Санкт-Петербургской
йешивы.
Рассылка:"Yeshiva on-Line" - "аЙом - йом..."
Описание:
Лаконичные и яркие высказывания хасидских ребе и их хасидов.
Философские
идеи хасидизма. Хасидские истории. Еврейские памятные
даты. Хасидские
обычаи. - Календарь "аЙом - Йом..." - книга, которая
поможет Вам внести
крупицу еврейства в каждый день года.
Рассылка: "Yeshiva on-Line" - Беседы Любавического Ребе
Описание:
Тора у евреев всего одна. Одна - на все поколения. Однако
мудрости в ней,
как ни странно, хватило и на древних, и на не очень древних.
Есть ей что
сказать и нашему поколению, - по словам Любавического
Ребе "последнему
поколению Изгнания и первому поколению Освобождения".
Вынести урок из вечных слов Торы, понять, какой "стороной"
обращена она к
нам - сегодняшним, нам помогают беседы главы поколения
- Ребе, раскрывающие
глубочайшие философские аспекты сюжетов Пятикнижия, заповедей
Торы,
еврейских праздников и памятных дат.
2. Ту би-Шват.
В еврейском календаре несколько "новыx
годов". Осенью мы празднyем Рош-а-Шана - счет годов от Сотворения Мира.
Весной, в месяц Нисан - начало цикла месяцев. Зимой же, 15-го числа месяца
Шват - новый год для yрожая с деревьев. (Число "15" изображается в иврите
бyквами тет-вав, поэтомy 15 Швата = тет-вав би-Шват, что произносится как
Тy-би-Шват.) До этой даты обычно выпадает большинство дождей, поэтомy она
отделяет yрожай одного года от yрожая дрyгого года, чтобы мы могли отделить
"маасер" - "десятинy" для каждого года отдельно.
В праздник Тy-би-Шват yстраивают праздничнyю
трапезy с "семью видами плодов Земли Израиля", перечисленными в стиxе Торы:
"Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю xорошyю, в землю пшеницы, и
ячменя, и виноградныx лоз, и смоковницы, и гранатовыx деревьев, в землю
масличныx деревьев и финикового меда" (Второзаконие 8:7). Каббалисты Цфата
в 16 веке yстановили в Тy-би-Шват даже особый "седер" - трапезy, в которой
ели всевозможные фрyкты и пили вино, и читали Библейские отрывки, прославляющие
Землю Израиля.
Во время трапезы Ту би-Швата принято
выпивать 4 бокала вина: начитная с бокала белого, затем разбавив его немного
красным, затем перемешав с красным, и последний бокал - красного вина.
Плоды также принято есть по определенному правилу. Вначале (после первого
бокала) едят плоды покрытые твердой, непригодной в пищу кожурой (орехи).
Это символизирует начало духовного восхождения человека (равно как и белое
вино - так как в белом цвете собраны, но еще не раскрыты все цвета радуги).
После второго бокала едят плоды с твердыми, несъедобными косточками (финики,
персики, абрикосы и т.д.). Это символизирует следущую стадию духовного
поднятия человека, когда не все еще возможно понять. То что остается (косточка)
- это в потенциале еще много подобных плодов, которые могут быть доступны
только со временем. После третьего бокала едят плоды которые съедобны полностью
(инжир, виноград) и после четвёртого - плоды с запахом (цитрусовые). Последние
две группы соответствуют полному духовному поднятию.
В Ту би-Шват принято сажать деревья
в земле Израиля, но так как этот год - седьмой (Шнат Шмита) то в этом году
деревья не садят.
3. Истории и притчи.
Дерево, Дерево! Какое благословение
тебе дать?
Как-то раз некий человек отправился
в дорогу. Шел он лесять дней и за все это время не увидел по пути ни одного
дерева и воды не нашел. И ни одного человека не встретил. И мучили его
голод и жажда.
На десятый день заметил он вдалеке
дерево и подумал: "Может быть есть там вода?" Подошел он к дереву и обнаружил,
что оно растет возле источника. Поел тот человек плодов дерева, напился
воды из источника и сел отдохнуть в тени того дерева.
Собираясь уходить, сказал он дереву:
"Дерево, Дерево! Какое благословение дать тебе и что тебе сказать? Чтобы
ты было красиво? Ты и без того красиво! Чтобы был у твоиз корней источник
воды? Но у твоих корней уже есть источник воды! Чтобы ты росло в подходящем
месте? Но ты и так растешь в подходящем месте! Какое же благословение могу
я тебе дать? А вот какое: да будет на то воля Все-вышнего, чтобы все взятые
от тебя саженцы были подобны тебе!" (Трактат Таанит, 56)
Хони Гамэагэль.
Однажды один еврейский мудрец, его
звали Хони Гамэагэль, шел по дороге и увидел старика, сажающего розковые
деревья. Спросил его Хони Гамэагэль : "Когда деревья, которые ты сажаешь,
принесут плоды?" - "Через семьдесят лет", - ответил старик. Спросил его
Хони Гамэагель: "Разве ты надеешься прохить еще семьдесят лет, чтобы отведать
плоды деревьев которые ты сажаешь?" Ответил ему старик: "Мои предки сажали
рожковые деревия ради меня, м я сажаю рожковые деревтя ради моих внуков".
Присел Хони Гамэагель, чтобы перекусить,
и задремал. Упала сверзу скала и накрыла его, и проспал он семьдесят лет.
А проснувшись, увидел человека, собирающего плоды рожкового дерева. Спросил
его Хони Гамэагель: "Кто посадил эти деревья?" - "Отец моего отца", - ответил
человек. И понял Хони Гамэагэль, что провёл во сне семьдесят лет.
Раввин Кук.
Первый Главный раввин Страны Израиля
р. Авраам-Ицхак Кук (1865-1935) писал: "Посадить в землю Эрец-Исраэль плодовое
дерево - это не просто выполнить обычную сельскохозяйственную работу. Это
означает, что человек с любовью, ревностно исполняет заповеди, данные нам
Все-вышним, ибо и Он сначала занимался насаждениями, как сказано в мидраше
Ваикра раба (25:3): "В начале Творения мира Все-вышний, да будет Он благословен,
занялся прежде всего насаждениями, как сказано: 'И насадил Г-сподь Б-г
сад в Эдэне, с востока' [Брейшит, 2:8]. Также и вы - вступив в Страну Израиля,
прежде всего займитесь насаждениями".
И еще рассказывают, что р. Авраам-Ицхак
Кук участвовал в празднествах лесопосадок в сеотскохозяйственной колонии
Магдиэль, основанной в 1924 г. на Шаронской низменности. От глубины охвативших
его чувств у него на глазах выступили слёзы. Когда ему поднесли мотыгу,
чтобы он посадил дерево, р. Кук ее не взял и проделал всю работу руками,
сказав, что посадка дерева в Стране Израиля - святое дело, и поэтому не
надо пользоваться мотыгой, поскольку это орудие отгораживает человека от
Святой Земли.
4. Ту би-Шват в интернете.
Почитайте про новый год деревьев
подробнее:
Исток
Маханаим
Кулинарный портал
5. Анекдоты.
- Вы помните Hухима Спивака? Когда 20 лет назад он приехал
в Америку, у него была только пара рваных штанов. Сейчас он имеет миллион!
- Господи! Что будет делать этот ненормальный в Америке
с миллионом рваных штанов!??!
Отец проверяет дневник сына:
- Так, физика - 2... Циля, ты слышишь, физика - 2! Так,
математика - 2... Циля, слышишь, математика - 2! Так,
пение - 5... (пауза) Пение - 5... Циля, ты слышишь,
он еще при всем этом и поет!..
В поезде едут две подружки-хохлушки. Есть хочется, а сало
порезать нечем. Hу решили попросить у соседа еврея ножичек. Порезали сало,
а ножичек у еврея больно классный - думают как бы его себе оставить...
Приходят к еврею и говорят:
- Спасибо за ножичек! Очень хороший, только мы им сало
порезали!
- Да ничего девушки! Я им только обрезание делаю!
|